Лидия Литвяк. Белая лилия Сталинграда

Командир звена 73-го гвардейского истребительного авиационного Сталинградско-Венского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого полка младший лейтенант Лидия Литвяк

Она поражала и восхищала как друзей, так и врагов. Она была одной из лучших советских летчиц времен Великой Отечественной.

О ней слагали легенды. Считалось, что немцы, завидев белую лилию на борту истребителя, предпочитали не вступать в бой.

Лидия (Лиля) Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. Спустя 12 лет в Советском Союзе именно 18 августа станет Всесоюзным днем авиации. Лидия гордилась этим обстоятельством и была убеждена: оно определило всю ее жизнь.

В 15 лет Лиля Литвяк совершила свой первый самостоятельный полет. А во второй, не страшась, усадила на заднее сиденье У-2 младшего брата. Это не было лихачеством.

Восьмилетний Юра нужен был для центровки — вместо балласта.

Когда началась Великая Отечественная война, Калининский аэроклуб, в котором Лидия Литвяк была лучшим инструктором, решили эвакуировать в Уфу. Литвяк отказалась ехать в тыл. Она рвалась на фронт. Однако раз за разом получала отказ: «Вы нужнее здесь, готовьте летчиков». Все изменилось, когда Герою Советского Союза Марине Расковой удалось добиться лично у Сталина разрешения сформировать три женских авиационных полка.

Лиля мечтала попасть в истребители, но для этого нужно было иметь большое число налетов, и Литвяк приписала себе недостающие 100 часов.

Летчицы: сержант Лидия Литвяк, младшие лейтенанты Екатерина Буданова и Мария Кузнецова — у Як-1 №4492

27 мая 1942 года восемь девушек-летчиц из первой эскадрильи 586-го истребительного авиационного полка, в том числе Лиля Литвяк, решились написать письмо Сталину. Они просили срочно отправить их на фронт, на главные рубежи обороны. Писали, что, будучи профессиональными летчиками-истребителями, хотят защищать небо Родины, уничтожать врага в небе и на земле.

Через три месяца первую эскадрилью, в которую входили Екатерина Буданова, Мария Кузнецова, Клавдия Блинова, Клавдия Нечаева, Антонина Лебедева, Ольга Шахова и Лидия Литвяк, отправили на фронт. Девушки попали под Сталинград.

13 сентября 1942 года в небе над Сталинградом схлестнулись четыре наших «Яка» против восьми «юнкерсов» и «мессершмиттов». Литвяк сразу наметила себе «юнкерс», и, бросая самолет из стороны в сторону — то есть уходя от прицельных очередей — приблизилась к врагу почти вплотную, оказавшись со стороны так называемой мертвой зоны, у хвоста. И стала хладнокровно его расстреливать.

От «юнкерса» полетели куски обшивки, он загорелся и стал падать. Теперь Литвяк увидела, что напарницу Раю Беляеву атаковал «мессершмитт», а у Раи закончились боеприпасы. Чтобы спасти подругу, Литвяк бесстрашно бросилась на врага, заставляя принять бой.

Но опытный противник умело уходил от ее атак и сам старался нанести удар. И все же Лиля ухитрилась зайти в хвост и меткой очередью прошила крыло и фюзеляж. Заметила: когда «мессершмитт» стал падать, немец успел выпрыгнуть с парашютом. Пилотом оказался известный немецкий барон. На допросе он потребовал встречи с асом, который его сбил. Когда пришла Лиля, он рассмеялся ей в лицо.

Командир звена 73-го гв. иап младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк

Поверить не мог, что эта белокурая, изящная девушка, которой на вид не больше 18 лет, могла сбить его — одного из лучших летчиков Третьего рейха. Но Лиля спокойно назвала детали боя, которые могли знать только они двое, и тот обомлел.

Сбитый летчик после этого протянул Лиле свои золотые часы — в знак восхищения. Но Литвяк ответила, что подарков от врагов не принимает.

2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва. 73-й гвардейский истребительный авиаполк был переведен под Ростов-на-Дону, на Южный фронт.

22 марта 1943 года в небе над Ростовом шесть наших «Яков», одним из которых управляла Лиля, отправили на перехват группы «юнкерсов». Лиля успела сбить одного, когда увидела, что на подмогу врагам идет шестерка «мессершмиттов». Немедля одна бросилась в атаку, почти сразу получив ранения в руку и ногу. И, не думая выходить из боя, еще 15 минут она сражалась, истекая кровью.

Атаку отбила, успела сбить «мессершмитт», но силы были на исходе, надо было уходить. Фашистские асы обстреливали ее самолет почти до самой земли. До аэродрома Лиля дотянула с большим трудом. Посадила «Як» на фюзеляж.

Литвяк отправили в госпиталь, а потом домой на восстановление. Но вместо положенного месяца Лиля пробыла дома всего две недели. Она рвалась на фронт еще и потому, что там ее ждал возлюбленный — Алексей Соломатин.

Екатерина Буданова и Лидия Литвяк, апрель 1943 года, Москва

1 мая 1943 года за 12 самолетов, сбитых лично, и 16 в группе Алексею Соломатину присвоили звание Героя Советского Союза. Весь полк отмечал это событие. Лиля очень гордилась возлюбленным. А чем через месяц произошла трагедия.

В полку у летчиков была традиция — возвращаясь после удачного боевого вылета, сделать столько фигур высшего пилотажа над родным аэродромом, сколько вражеских самолетов сбил. Пилотов после победы переполняли эмоции, хотелось поделиться ими с товарищами. 21 мая 1943 года Алексей Соломатин возвращался после боя. На подходе к посадочной полосе взмыл в небо — все замерли, приготовившись считать.

И вдруг машина словно замерла, не в силах выйти из виража. Лиля, которая была на аэродроме и ждала команды на взлет в своем самолете, не успела закричать, у нее перехватило дыхание. «Як» Алексея Соломатина врезался в землю и взорвался.

Лиля Литвяк не могла прийти в себя, все время проводя на могиле возлюбленного. Она мечтала об одном — мстить!

Недалеко от расположения полка немцы «подвесили» аэростат наблюдения. Он эффективно корректировал артиллерийский огонь противника и наносил серьезный урон как войскам, так и важным объектам Ростова-на-Дону. Аэростаты охранялись очень серьезно. Две группы по два наших «Яка» были сбиты еще на подлете.

Командир звена 73-го гв. иап младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк

Литвяк умоляла, чтобы отправили именно ее. Когда получила разрешение, полетела не к аэростату: она отправилась в немецкий тыл и стала заходить к цели со стороны противника, против солнца, чтобы ее было сложно разглядеть.

Она выжимала максимальную скорость, на какую был способен «Як».

С высоты примерно 1000 метров открыла огонь и стреляла, пока не проскочила уже пылавший поверженный аэростат. Его обломки рухнули у восточной окраины села Троицкое. Бой длился не больше восьми секунд.

Но скоро Литвяк ждала еще одна утрата.

19 июля 1943 года группа истребителей, среди которых была подруга Лили Катя Буданова, сопровождала штурмовики Ил-2. Буданова встала на пути трех «мессершмиттов». Она хотела во что бы то ни стало отвести их от «Илов». В этом бою Катя Буданова погибла. Лиля решила, что ей незачем жить, и стала искать смерти.

1 августа 1943 года Лиля Литвяк три раза поднималась в небо на своем «Яке», чтобы вступить в бой с фашистами. Когда она решилась на четвертый вылет, ее стали отговаривать: «Лилька, уже налеталась, хватит». «Слишком много желторотиков появилось, надо еще одного срубить», — ответила летчица. Эти слова были последними, которые слышали от нее однополчане.

Лидия Литвяк погибла 1 августа 1943 года. Через 17 дней ей должно было исполниться 22 года.

За один год на фронте Литвяк совершила 268 боевых вылетов, сбила 15 вражеских самолетов и стала самой результативной женщиной-истребителем за всю войну.

В 1990 году Указом Президента СССР она была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


Материал подготовлен редакцией портала «ВП», 2020 год

Источник фотографий: группа в социальной сети «ВКонтакте»— «История/History» 

Читать далее