Андрей Жданов. Как спасти людей в блокаду

Командующий войсками Ленинградского фронта Л.А. Говоров и член Военного совета фронта А.А. Жданов, 1942 год

1 сентября 1939 года. Германия напала на Польшу. Войска Красной Армии вошли на территорию Западной Украины, Литвы и Белоруссии. Граница СССР была отодвинута на сотни километров. Через два года это сыграло решающую роль в войне с Германией.

Член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов как руководитель Ленинградской области думал о том, как отодвинуть будущий фронт подальше от Ленинграда. Вход в Финский залив контролировался Финляндией и Эстонией. Ленинград находился настолько близко от границы с Финляндией, что мог быть обстрелян из пушек прямо с ее территории.

В случае войны враг мог нанести удар по Ленинграду с моря, воздуха и суши, что неминуемо привело бы к потере города, флота и всей ленинградской промышленности.

На тот момент Ленинград производил треть всей военной продукции страны. Кроме того, потеря Северной столицы закрыла бы выход к Мурманску — единственному незамерзающему порту на Севере.

Под давлением Жданова эстонское руководство дало согласие на размещение советской морской военной базы на ее островах и в Таллине. Финляндия же подписывать мирный договор с Советским Союзом отказалась.

Танки идут на фронт, 1942 год, Ленинград

СССР предложил обмен территориями, предоставляя вдвое большую за участки Карельского перешейка и несколько островов. Финны отвергли все предложения. В августе 1939 года СССР и Финляндия начали готовиться к войне.

19 августа 1941 года. Немцы заняли Новгород. Ровно через неделю железнодорожное сообщение Ленинграда со страной было прервано, и началась самая страшная блокада в истории Великой Отечественной войны. Продлилась она 872 дня…

Всю войну, будучи членом Политбюро и Военного совета Ленинградского фронта, Андрей Жданов осуществлял государственное руководство на Северо-Западе России и в Ленинграде.

Ленинград к осаде был не готов. Запасов продовольствия в городе хватало лишь на месяц. Срочно заготовить хотя бы полугодовые запасы провианта для многомиллионного города в условиях войны было невозможно. Ежемесячная потребность города только в муке была 100 тысяч тонн.

Нужно было срочно искать пути в обход блокадного кольца. Единственная возможность — Ладога.

Из воспоминаний начальника ледовой службы Краснознаменного Балтийского флота Михаила Казанского:

«8 сентября 1941 года. …Начальника Гидрометеорологической службы Балтийского флота подполковника Г. Д. Селезнева вызвали в Смольный.

Женщины добровольцы на защите Ленинграда, 1942 год

Андрей Александрович Жданов интересовался особенностями ледового режима Ладоги, задавал вопросы о том, как лучше организовать перевозки в периоды между ледоставами.

К началу войны озеро было достаточно хорошо изучено.

Однако, как ни полны были сведения о Ладоге, сейчас потребовалась информация иного характера. Нужны были надежные данные о прочности и устойчивости ледяного покрова, его способности выдерживать большие нагрузки. Полмесяца напряженной работы ушло на то, чтобы собрать все тогда известные сведения».

Через четыре дня по озеру прошли первые баржи с хлебом.

В декабре 1941 года город остался без отопления. Кроме того, сильные морозы уничтожили водоснабжение. Без воды остались хлебозаводы. Теперь жителям вместо скудного пайка стали выдавать горсть муки.

В первый же день, когда вместо хлеба блокадникам выдали муку, Жданов вызвал начальника химико-технологического отдела Всесоюзного НИИ витаминной промышленности Алексея Беззубова и начальника хлебопекарной промышленности Смирнова.

Отряд морской пехоты Балтийского флота направляется на передовые позиции, 1942 год, Ленинград

В кабинете Жданова на подоконнике лежал автомат.

«Если не будет рук, которые смогут крепко держать этот совершенный автомат, он бесполезен.

Хлеб нужен во что бы то ни стало», — говорит Жданов.

Неожиданный выход нашел адмирал Балтийского флота Владимир Трибуц. На Неве, вмерзшие в лед, стояли подводные лодки. Но река промерзла не до дна. Было решено сделать проруби и по рукавам насосами подлодок качать воду на хлебозаводы.

Через пять часов после совещания у Жданова хлебозаводы выдали первый хлеб.

По приказу Жданова для защиты от бомбардировок и постоянных артиллерийских обстрелов построили свыше 4000 бомбоубежищ.

Они способны были вместить до 800 тысяч человек.

Чтобы предотвратить эпидемии, которые не менее опасны, чем голод, по инициативе Жданова создавались бытовые отряды, в основном состоящие из девушек. В течение всей блокады они ходили по квартирам, убирали трупы, приносили еду тем, кто уже не мог встать. За 872 дня блокады отряды помогли почти 80 тысячам ленинградцев.

Доставка продовольствия в осажденный Ленинград, 1942 год

Жданов создал Комиссию по рассмотрению и реализации оборонных предложений и изобретений. Здесь обсуждались любые предложения, способные принести малейшую пользу осажденному городу.

Из воспоминаний академика Абрама Федоровича Иоффе:

«Нигде, никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научных идей в практику, как в Ленинграде, в первые месяцы войны».
Из подручных материалов изобретали все — от витаминов из хвои до взрывчатки на основе глины.

Работать Жданову приходилось по 20, а иногда и по 22 часа в сутки. Эти тяжелые дни блокады не прошли бесследно. За эти три года у него было два инфаркта.

Помощь раненому, июнь 1942 года, Ленинградский фронт

А на госпитализацию и лечение времени не было. И в таком состоянии Жданов не прекращал поездки на фронт и предприятия.

Из воспоминаний шефа московского бюро «Нью-Йорк таймс» Гаррисона Солсбери:

«Здесь он работал час за часом, день за днем. От бесконечного курева обострилась давняя болезнь — астма, он хрипел, кашлял… Глубоко запавшие, угольно-темные глаза горели; напряжение испещрило его лицо морщинами, которые резко обострялись, когда он работал ночи напролет. Он редко выходил за пределы Смольного, даже погулять поблизости…»

После развала Советского Союза Жданова и других сотрудников Ленинградского обкома и горкома обвинили в том, что они очень хорошо питались, буквально «обжирались», пока ленинградцы умирали от голода.

Якобы они ели пирожные, ананасы и прочие деликатесы. Все это не имеет ничего общего с действительностью.

Снайперы на огневом рубеже, 1942 год, Ленинградский фронт

Норма питания Жданова и его сотрудников в годы блокады регламентировалась очень жестко. Как и фронтовые командиры, они получали военный паек: не более 400 граммов хлеба, миску мясного или рыбного супа и небольшую порцию каши. К чаю давали один-два куска сахара.

Из воспоминаний шефа московского бюро «Нью-Йорк таймс» Гаррисона Солсбери:

«В Смольном была кухня и столовая, но почти всегда Жданов ел только в своем кабинете.

Ему приносили еду на подносе, он торопливо ее проглатывал, не отрываясь от работы, или изредка часа в три утра ел по обыкновению вместе с одним-двумя главными своими помощниками… Напряжение зачастую сказывалось на Жданове и других руководителях. Эти люди, и гражданские и военные, обычно работали по 18, 20 и 22 часа в сутки».

Ленинградская блокада была полностью снята лишь 14 января 1944 года.

По разным подсчетам за время блокады погибло 1,5 миллиона человек. 97% из них умерли от голода.


Материал подготовлен редакцией портала «ВП», 2020 год

Источник фотографий: сайт История.Ру

Читать далее