9 марта 1960 года на советские экраны вышел фильм «Нормандия—Неман» режиссера Жана Древиля. Это был первый французско-советский проект. Зрители были покорены невероятной историей героизма, самопожертвования, дружбы.
После выхода фильма на экраны французский критик Жан де Баронселли сказал, что нельзя без волнения слушать, как русские офицеры поют на своем родном языке «Марсельезу» в честь французских пилотов.
О том, что в годы Великой Отечественной войны наряду с советскими летчиками сражались французские пилоты, разумеется, знали. Но как это часто бывает, именно после фильма французский полк «Нормандия—Неман» стал настоящей легендой.
Весной 1943 года немецкие летчики в небе над СССР в своих шлемофонах неожиданно запеленговали не русскую речь, а французскую. Это было невероятно: откуда здесь могут быть французы?! Так Германия узнала, что на стороне Советского Союза теперь воюет французский авиационный полк «Нормандия».
Осенью 1941 года бывший военно-воздушный атташе Франции в СССР Шарль Люге предложил генералу Шарлю де Голлю отправить французских летчиков воевать в составе Красной Армии. Это было немыслимо. Франция была оккупирована немцами, отправить в СССР свой полк значило навлечь на себя гнев Гитлера.
И все же после долгих обсуждений 25 ноября 1942 года в Москве было подписано «Соглашение между представителем командования Красной Армии и представителем военного командования «Сражающейся Франции» об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе».
Эмблемой эскадрильи стали два золотых леопарда на красном фоне. Это был герб французской провинции Нормандия. 60 значков с этой эмблемой изготовил простой чеканщик. Но это было не важно. Эмблемы с гордостью были вручены пилотам и техникам 24 октября 1942 года на торжественной церемонии. Вручал их подполковник авиации Эдуард Корнильон-Молинье.
На фюзеляжах советских истребителей, которые готовили для французских пилотов, была нарисована белая молния. Нос самолета был выкрашен в цвета французского флага.
В декабре 1942 года 14 пилотов, 25 техников, 15 бортстрелков, которым предстояло стать оружейниками, два пилота связи, врач и переводчик очень непросто добирались до СССР. Сначала до Тегерана, из Тегерана в Баку, из Баку в Москву, а оттуда до аэродрома, расположенного недалеко от Иванова. Здесь они начали готовиться к военным действиям.
2 марта 1943 года эскадрилья «Нормандия» вылетела на фронт. Она приземлилась на аэродроме Муковнино, вблизи города Полотняный Завод, где вошла в состав 1-й воздушной армии генерал-лейтенанта С. А. Худякова. Через день 12 исправных машин совершили первый боевой вылет — патрулирование в районе своего аэродрома. Счет побед эскадрильи «Нормандии» открыл лейтенант Альберт Прециози, который 5 апреля 1943 года в бою между Рославлем и Смоленском сбил FW 190.
Когда полк «Нормандия» наряду с советскими войсками освобождал Литву, самые жестокие бои развернулись за взятие реки Неман. Позже ветераны вспоминали, что река была красной от человеческой крови. И все же, несмотря на яростное сопротивление фашистов, Неман был форсирован и Литва освобождена. 28 ноября 1944 года за героизм и мужество, проявленные в этих боях, полку «Нормандия» было присвоено почетное наименование «Неманский». Но полк стали называть на французский манер: «Нормандия—Неман».
Полк «Нормандия—Неман» прослужил до конца войны и закончил ее в Восточной Пруссии. За это время он одержал 309 воздушных побед, из которых 273 — подтвержденные. За два года войны погибли 34 летчика «Нормандии» и восемь пропали без вести.
Четыре французских пилота — Ролан де ля Пуап, Альбер Марсель, Жак Андре и Марсель Лефевр (посмертно) — были удостоены звания Героя Советского Союза.
После окончания войны в 1945 году всех летчиков полка «Нормандия—Неман» пригласил в Кремль Иосиф Сталин. В конце своей речи он сказал, что Советский Союз дарит каждому летчику самолет, на котором тот прошел войну. Французские герои возвращались на родину на подаренных «Яках».
Полк «Нормандия—Неман» нес службу на советско-германском фронте с 22 марта 1943 года до 9 мая 1945-го. Его боевой путь начался в Подмосковье и завершился в Кенигсберге. Французские пилоты совершили 5000 боевых вылетов, провели почти 900 воздушных боев, сбили 268 вражеских самолетов. Пилоты были награждены многочисленными советскими и французскими орденами и медалями. Эти летчики по сей день остаются бесспорными героями СССР и Франции. Героями, которые показали всему миру не только что такое настоящий героизм, но и что такое истинная дружба.